За рулем все равны: разделение водителей на профессионалов и любителей не состоится

Законопроект Минтранса о том, чтобы предъявлять к водителям профессионалам и любителям разные требования при получении прав, не был поддержан другими ведомствами.

Министерство транспорта давно вынашивает идею разделить водителей на профессионалов и любителей. Суть ее заключается в том, чтобы облегчить получение прав любителям и повысить требования к водителям профессионалам. Кроме этого, последним предполагалось вменить в обязанность подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет. Такой подход находился в стадии обсуждения с 2017 года, и вот, наконец, стало известно, что в Минэкономразвития с этой идеей не согласны.

Сегодня существует следующий порядок получения водительских прав. Пройдя курс обучения в автошколе, будущий водитель получает свидетельство, подтверждающее получение им соответствующих навыков для управления автомобилем. И если он удачно сдает экзамен в ГИБДД, ему выдается водительское удостоверение, дающее ему право на управление автомобилем как в качестве любителя, так и профессионала, зарабатывающего на жизнь перевозкой грузов и пассажиров.

В Минтрансе захотели сделать порядок обучения вождению и получения прав различным для профессионалов и любителей. Цели новшества благие – повысить квалификацию водителей профессионалов, снизив тем самым число ДТП, происходящих по вине водителей грузовых автомобилей и автобусов. Согласно законопроекту новый порядок получения прав не должен был касаться водителей, проходящих службу в армии или работающих в МЧС, Россгвардии и других спецслужбах.

Однако порядок новых процедур, а также лица, ответственные за их проведение, в проекте закона оговорены не были. Не ясно, кто должен составлять и утверждать новые правила, какие для этого автошколам потребуются ресурсы, кто должен выдавать водителям лицензию на работу.

«Российская газета», ссылаясь на источник из Минэкономразвития, сообщает, что согласно законопроекту уровень знаний и навыков будущих профессиональных водителей должен проверяться только на квалификационных экзаменах в ГИБДД. В связи с этим возникли сомнения, что новшество действительно приведет к повышению качества подготовки водителей-профессионалов, а не откажется чисто формальным.

Если проанализировать возможные последствия введения нового закона, то ими, скорее всего, станет появление организаций, которые будут штамповать «профессиональные» свидетельства, не дающие никакого практического результата в снижении ДТП с участием грузового автотранспорта.

Появились возражения и в отношении снижения требований к водителям-любителям. В МВД заявили, что это недопустимо. В настоящее время в Министерстве внутренних дел готовится реформа экзаменов на водительские права. Планируется объединить этапы «Город» и «Площадка». У этого нововведения есть сторонники и противники. Последние утверждают, что начальная фаза практического экзамена полезна тем, что показывает исходный уровень водительских навыков кандидата, необходимых для обеспечения безопасности на общих дорогах. Их оппоненты возражают, что этот этап имел смысл до 2013 года, когда была отменена самоподготовка водителей, и стало обязательным прохождение обучения в автошколах.

Что касается идей ГИБДД на будущее, то недостатка в них нет. В частности, одной из таких является закрепление права принимать экзамен у водителя, закончившего автошколу, за тем подразделением ГИБДД, к которому эта школа приписана. По замыслу сторонников новшества, это должно препятствовать преступному бизнесу торговли водительскими правами.

17 июля 2019