ООО «Драйв-тур»
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, дом 14, корп.1, оф. 212
336-21-22 , 972-07-77 , 972-29-42
info@drive-tour.ru

История развития автобусных перевозок в России

Автобус ЛиАЗ-158

Регулярные пассажирские автобусные перевозки на постоянных маршрутах в России пытались наладить ещё с 1901 года. Однако широкое распространение в стране автобусы получили совсем не так уж давно — в первой четверти двадцатого века. Новый российский строй и реалии социалистического уклада, когда было принято обобществление всего и вся, создал предпосылки для активного развития общественного транспорта. Хотя, как показывает история, те же тенденции происходили и на капиталистическом Западе, а также в развивающихся странах с неопределённой социально-экономической ориентацией. Такой ход развития автотранспорта стал веянием самого времени.

Когда-то отечественные газеты пафосно твердили: «Советский Союз занимает лидирующее место в мире по численности перевозимых автобусами пассажиров, длине маршрутов, количеству ежегодно производимых машин».

Это было правдой. Автобусные перевозки сравнительно с прочими видами общественного транспорта — трамвай, троллейбус, метро — значительно дешевле. Для автобусов не требуются маршруты, контактные линии, рельсовые пути. В ситуации уличного движения автобус намного более маневрен, а в часы «пик» можно быстро повысить плотность движения машин на маршруте. Поэтому, к примеру, из общего количества пассажиров, которые были перевезены общественным городским транспортом в 1981 году, на долю автобусов приходится большая половина — 58%, на долю троллейбуса — значительно меньше — лишь 18%, трамваями были перевезены 16% пассажиров, и меньше всего ездили на метро — всего 8% пассажиров.

Автобус ЗИС 127

Первые линии автобусных маршрутов были задействованы в СССР ещё в 1924 году. После Москвы данный вид транспорта начал развиваться и в других городах. В наше время автобусные перевозки налажены более чем в двух с половиной тысячах российских городов и ПГТ. За год они перевозят порядка тридцати миллиардов пассажиров, а на междугородных и пригородных маршрутах — почти четырнадцать миллиардов. Чтобы понять, насколько это громадные числа, укажем, что в 1926 году аналогичные показатели соответственно были 58 миллионов пассажиров в год по городу, и 10 миллионов на междугородных маршрутах.

В наиболее ранних конструкциях автобусов применялись адаптированные шасси грузовиков. Чтобы попасть в салон, нужно было пройти через достаточно узкую дверь, поднявшись перед этим на несколько ступенек. Кузов был тесным, отопление отсутствовало, удобства были минимальными.

Автобус ЗИС

С точки зрения производства такие автобусы, как ЗИС-8, ГАЗ-03-30, АМО-Ф15, ЗИС-16 были нетехнологичными. Их основой являлся деревянный каркас, который был обшит листами из стали или фанеры. Изготовление такого каркаса требовало значительных усилий и ручного труда, его невозможно было автоматизировать, что затрудняло организацию серийного выпуска подобного транспорта. Переход в дальнейшем на цельнометаллические кузова дал возможность использовать более совершенные технологии, которые открыли возможность для масштабного, крупносерийного выпуска автобусов.

Изначально, в 1947–1957 годах промышленность осваивает кузова, в которых каркас из металла с алюминиевой и стальной обшивкой начинал собираться при помощи заклёпок. Это касается, к примеру, таких машин, как ЗИС-155, ЗИС-154, ЛиАЗ-158. С конца пятидесятых — начала шестидесятых годов клёпаные кузова заменили сварные. Сварные кузова были, к примеру, у автобусов ПАЗ-652 и ЛАЗ-695. Элементы таких кузовов были спаяны между собой высокопроизводительными электросварочными аппаратами.

Автобус ЛАЗ-695

В тех машинах, где использовали шасси грузовиков, не только пол находился на чрезмерно большой высоте над дорогой (к примеру, у ЗИС-16 — 880 мм), но и достаточно нерационально были использованы габариты машины. Наилучшие результаты давала т. н. вагонная компоновка. При подобной схеме кузов размещается по всей длине шасси, а силовой агрегат находится или впереди — сбоку от водителя или в хвостовой части, или под полом кузова. Первые экспериментальные советские автобусы вагонной компоновки — НАТИ-А и НИИГД — были выпущены ещё в тридцатые годы, однако серийный выпуск данных моделей начался только в 1947 году.

Ещё одной важной ступенью в совершенствовании российских автобусов становится переход на несущие кузова. В данной конструкции усилия приходятся не на отдельную лонжеронную раму, а на каркас кузова, жёстко связанный с обшивкой и его основанием. Это дало возможность снизить машинную массу, а значит, и её материалоёмкость, и обеспечить высокий уровень жёсткости и прочности.

В наше время сложно представить себе дороги без всем знакомых и привычных автобусов, ставших незаменимыми в нашем обиходе. И поэтому, вероятно, особенно удивительным покажется тот факт, что ещё в начале двадцатого века автобусы были большой диковинкой. А теперь они заняли столь прочное место в нашей жизни, что остаётся лишь надеяться, что в будущем они станут ещё более совершенными и комфортными. Каким же он будет — автобус будущего — покажет время.

Опытные водители

Опытные водители

На рынке услуг уже более 20 лет

На рынке услуг уже более 20 лет

Индивидуальный подход к каждому клиенту

Индивидуальный подход к каждому клиенту

Заказать перевозку

Заполните заявку, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Шаг 1 из 3: Дата и маршрут поездки
Шаг 2 из 3: Количество пассажиров
Шаг 3 из 3: Персональные данные
Предварительный расчёт

Если Вы хотите заранее рассчитать стоимость, это можно сделать в нашем калькуляторе.

Подбор транспорта

Ещё не определились с выбором? Мы поможем подобрать транспорт для любых целей!

Планируете поездку?

Экскурсия, свадьба или развозка сотрудников — наша компания готова предоставить Вам автобусы и микроавтобусы на любой случай. Вам останется наслаждаться поездкой с комфортом.

Мы предлагаем

Автобус повышенной вместимости: от 50 посадочных мест и более

50–60 мест
заказ от 4 часов
От 2200 руб/час

Автобусы 47–49 мест VIP

45–49 мест
заказ от 4 часов
От 2200 руб/час

Автобусы 45–49 мест туристического класса

45–49 мест
заказ от 4 часов
1800–2000 руб/час

Средний автобус на 30 мест

27–45 мест
заказ от 4 часов
1400–1600 руб/час

Микроавтобусы (4–8 мест) Mercedes-Benz

4–8 мест
1100–1600 руб/час

Микроавтобусы для МГН

5–8 мест
заказ от 4 часов
По запросу

Легковые автомобили бизнес-класса

1–3 места
заказ от 4 часов
800–1000 руб./час
Коммерческие маршруты будут ликвидированы к 2022 году
09.03.2021

Коммерческие маршруты будут ликвидированы к 2022 году

В июле 2022 года в Санкт-Петербурге будет проведена транспортная реформа, согласно которой будут упразднены все коммерческие маршрутки, кроме заказанных Ленинградской областью.
Детей не смогут высаживать из общественного транспорта
15.03.2021

Детей не смогут высаживать из общественного транспорта

7 марта 2021 года утверждена новая формулировка «Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (федеральный закон №259), созданная Минтрансом в результате заседания президиума Госсовета по пассажирским перевозкам в 2017 году при поддержке президента РФ.
Петербургским такси запретили поднимать цены во время чрезвычайных ситуаций в городе
22.03.2021

Петербургским такси запретили поднимать цены во время чрезвычайных ситуаций в городе

Транспортный комитет Санкт-Петербурга объявил о запрете на увеличение стоимости проезда в такси при возникновении непредвиденных ситуаций в городском транспорте.

История развития автобусных перевозок в России

Регулярные пассажирские автобусные перевозки на постоянных маршрутах в России пытались наладить ещё с 1901 года. Однако широкое распространение в стране автобусы получили совсем не так уж давно — в первой четверти двадцатого века.

История возникновения двухэтажных автобусов

Автобусы на сегодняшний день являются одним из самых востребованных и популярных видов транспорта. Их предшественниками были почтовые кареты, изобретённые в Венгрии в XV веке.

Эти удивительные автобусы

Автобусы в нашей жизни стали настолько привычны, что с одной стороны мы не представляем без них своей жизни, а с другой — почти не обращаем на них внимания. Всем ясна чисто утилитарная функция этого удивительного транспорта, объединяющему в себе массу достоинств, которые сводятся к одному очень полезному результату — способности быстро и с комфортом перевозить на большие расстояния большое количество людей.

Драйв-Тур — СПб

Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, дом 14, корп. 1, оф. 211
Рассчитать стоимость