Водителей будут готовить по-новому: реформа от Минтранса

По инициативе Министерства транспорта запускается полномасштабное реформирование системы обучения водителей. Их планируют разделить на профессионалов и любителей. В законодательстве произойдут коррективы, в соответствии с которыми подготовка в автошколах больше не будет считаться образовательным процессом. По словам разработчиков, для тех, кто планирует использовать авто только в личных целях, процесс получения водительских прав подешевеет и упростится. А желающим использовать транспортное средство для получения дохода, то есть водителям такси, автобусов и грузовиков, работающим по найму, придется нести дополнительные расходы на повышение уровня своей квалификации. Причем нововведения будут распространяться не только на новых водителей, но и на обладателей ранее выданных прав, которые уже работают в транспортной сфере.

Минтранс опубликовал законопроект, по которому в законодательстве о безопасности дорожного движения произойдут следующие изменения. Процесс подготовки новых претендентов на получение водительских прав станет проще: больше не придется изучать правила таксомоторных и грузоперевозок, порядок оформления договора фрахтования и другие дисциплины, не имеющие отношения к безопасности дорожного движения. Благодаря этому услуги автошкол станут дешевле: в сумме за год граждане смогут сэкономить около 1,43 млрд. руб.

Экзамен на права

В министерстве поясняют, что действующий закон «Об образовании» не дает возможности установить разные требования для любителей и профессиональных водителей, поскольку после получения водительского удостоверения любой гражданин приобретает соответствующую профессию. В связи с этим на обучение любителей не будут распространяться нормы законодательства об образовании. Приказ профильного министерства, в котором зафиксирован порядок подготовки водителей, отменят, а вместо него аналогичный документ будет принят другим ведомством, пока неизвестно каким. Обучение профессиональных водителей останется в сфере действия законодательства об образовании. Вследствие таких изменений прохождение водительских курсов в автошколе больше не будет образовательным процессом. Сдача экзаменов в Госавтоинспекции для получения прав всех категорий сохранится, но водители будут считаться любителями.

При желании заниматься грузовыми или пассажирским перевозками в качестве наемного работника, то есть стать профессиональным водителем, нужно будет повысить квалификацию на курсах. Там водитель получит знания в сфере обеспечения безопасности при грузоперевозках и транспортировке пассажиров, отработает навыки управления двухэтажным и сочлененным автобусами, а также обучится тому, как водить во внештатных ситуациях.

Как показывает проведенная транспортным министерством оценка, стоимость курсов колеблется в пределах 2,7-12,3 тыс. руб. В целом по отрасли расходы составляют около 1,66 млрд. Гражданину, который прошел обучение, будет выдаваться свидетельство о приобретении профессии с 5-летним сроком действия. При этом проходить повторный экзамен в Госавтоинспекции не придется.

После введения такой системы подготовки водителей компании, владеющие автобусами и грузовиками, больше не смогут принимать их на работу без свидетельств, подтверждающих приобретение профессии. Если это требование будет нарушено, виновных ждет штраф, но пока неизвестно, в какой сумме. Эти правила не будут касаться водителей, которых нанимают в армию, аварийные службы, скорую помощь и пожарную охрану.

Свои инициативы в Министерстве транспорта обосновывают сложной аварийной ситуацией. Как утверждается, непрофессионализм водителей автобусов и грузовых авто приводит к большому количеству ДТП. Только в прошлом году их было свыше 15,8 тысяч.

Законопроект в своей первой редакции был разработан в 2017 году. В нем содержалось предложение проставлять в водительских удостоверениях отметки о прохождении профессиональных курсов. Однако пришлось столкнуться с сопротивлением в обществе, в частности, в кругах автоперевозчиков. Транспортным министерством в начале прошлого года была дана оценка потенциальным расходам государства и хозяйствующих субъектов на реализацию проекта закона. Предполагалось, что они составят от 13 до 14 млрд. Решено было доработать документ, и сейчас он представлен в новом виде с учетом замечаний и предложений заинтересованных организаций и госорганов.

Поскольку планируются изменения грандиозных масштабов, в министерстве предлагают не спешить со вступлением нового закона в силу. Предположительно он начнет действовать через 2 года. При этом будут затронуты интересы свыше 1,3 млн. лиц, которые ежегодно получают водительские удостоверения. Среди них права категории В выдаются 1 млн. граждан, категории С – 117 тысячам, и D – 44,9 тыс. На водителей, получивших права раньше, новые правила будут распространены через 4 года. Они также должны будут пройти профессиональную подготовку.

По поводу законопроекта Минтранса негативно высказалась Т. Шутылева, возглавляющая Межрегиональную ассоциацию автошкол. Она считает, что этот документ приведет к разрушению системы образования, тщательно выстраиваемой с 2013 года. Качество подготовки представителей наиболее массовой профессии в РФ упадет, и в категорию любителей перейдут даже водители трамваев и авто со спецсигналами. В отношении проекта, к которому есть множество вопросов, руководитель ассоциации используется такие эпитеты, как «опасный», «непрофессиональный», «абсурдный» и «способствующий повышению уровня аварийности».

29 апреля 2019