Тахографы для городских автобусов могут отменить

С 1 июля 2020 года планировалось ввести обязательную установку тахографов в автобусах городского сообщения. Теперь это требование собираются отменить по принципу «регуляторной гильотины». Транспорт в рамках города и пригорода будет освобожден от необходимости иметь тахографы. Для перевозок между городами и странами приборы останутся обязательными

Транспортные компании восприняли предложение положительно, однако мнения специалистов расходятся. Пока не достигнуто согласие даже в рабочей группе, ответственной за это предложение. Некоторые уверены, что компании-перевозчики могут использовать отсутствие тахографов для собственной выгоды в ущерб водителям. Показания тахографа могут стать доказательством нарушения режима труда и отдыха, что не раз использовалось в судебных процессах, когда шофер требовал компенсации за сверхурочную работу.

тахограф в автобусеВ марте 2020 рабочая группа «регуляторной гильотины» по автомобильному транспорту предложила отменить обязательную установку тахографов (приборов для непрерывного считывания скорости, маршрута, режима труда и отдыха водителей) для некоторых видов пассажирского транспорта. Информацию предоставил Юрий Свешников – сопредседатель рабочей группы и президент Московского транспортного союза. Планируется внести следующие поправки в постановление об оснащении тахографами: отменить для городских и пригородных маршрутов и оставить для междугородных и международных.

Юрий Свешников объяснил, что в данном решении группа опиралась на опыт европейских государств, где контрольные приборы устанавливаются только на автобусах с дальностью маршрута более 50 км. Кроме того, автобусы городского и пригородного сообщения находятся под постоянным надзором диспетчеров, поэтому дополнительный контроль не является необходимым. Эти транспортные средства оснащены и другими приборами – например, аппаратурой спутниковой навигации и системой экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС».

Немаловажной причиной отменить тахографы стали высокие затраты на покупку и обслуживание оборудования – цена прибора составляет около 56000 рублей, а обязательная замена системы криптозащиты каждые три года обойдется еще в 20000 рублей. Также Свешников подчеркнул, что система контроля режима труда и отдыха у тахографов имеет изъяны и не соответствует особенностям работы городского транспорта – 15-минутный перерыв спустя четыре часа после начала рабочего дня, а затем такой же перерыв каждые два часа. Такой жесткий график не вписывается в плотное расписание водителя, не учитывает пробки и другие непредвиденные ситуации на маршруте.

Автобусные перевозкиСопредседатель рабочей группы сообщил, что голосование по поводу предложенных поправок в постановление Правительства РФ №382 запланировано на 18 марта. Свешников считает, что решение необходимо принять до мая 2020 года, так как постановление в текущем виде начнет действовать с 1 июля. Министерство транспорта призывает не спешить с выводами – пока не принято предложение рабочей группы, постановление Правительства от 30.03.2019 №382 предусматривает обязательную установку тахографов для всех видов пассажирских автобусов, включая городские и пригородные.

Татьяна Ракулова, директор Объединения автопассажирских перевозчиков, считает, что эта поправка пойдет на пользу отрасли и будет воспринята с одобрением. Тем не менее, есть и противники изменений, поэтому следует ждать окончательного решения. Ракулова уверена, что тахографы несут перевозчикам огромные, необоснованные расходы – порядка 15 млн. рублей для подвижного состава в 300 автобусов. На современные транспортные средства уже установлены тахографы, а более старые модели заменят в течение 5-7 лет. Поэтому оборудовать весь подвижной состав именно сейчас, по мнению Татьяны Ракуловой, невыгодно. К тому же, строгое следование установленному режиму труда и отдыха под тахографическим надзором чревато абсурдными ситуациями, когда автобус с пассажирами придется останавливать прямо на дороге, чтобы устроить обязательный перерыв.

Специалист Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта (НАПТА) Тарас Коваль считает необходимым притягивать к ответственности мастеров, которые неправильно устанавливают тахографы. Он уверен, отсутствие гарантии качественной установки с учетом высокой стоимости прибора – одна из причин, почему транспортные компании выступают против тахографов.

Геннадий Мирошин, эксперт ассоциации «Рустахконтроль», заявляет, что члены рабочей группы пока не пришли к согласию. Он убежден, что отмена требования для городских автобусов позволит работодателям уклоняться от ответственности за нарушение графика водителей. Эксперт называет условия труда на городских маршрутках близкими к рабству – нормы некоторых перевозчиков можно выполнить только за 14-15 рабочих часов.

Мирошин подчеркивает, что тахограф не является универсальным решением. При постоянном надзоре диспетчерского пункта, от дорогостоящего оборудования можно отказаться. Но когда нет диспетчера, осуществляющего непрерывный контроль, тахограф успешно берет на себя эту задачу. В то время как на пригородных и междугородных маршрутах обычно работают диспетчерские пункты, автобусы городского сообщения чаще всего остаются без контролера. Система ЭРА-ГЛОНАСС тоже не дает полноценной информации – с ее помощью можно отследить местонахождение автобуса, но нельзя убедиться в том, где находится сам водитель.

Транспортные компании могут быть оштрафованы трудовой инспекцией на 500 тыс. рублей, если будет обнаружено нарушение режима труда и отдыха шофера. Показания тахографа могут послужить доказательством, поэтому перевозчики не поддерживают их внедрение, считает Мирошин. К тому же, в России уже известны случаи, когда российские водители использовали данные приборов в суде. С их помощью работники смогли отстоять свои права и получить выплату за переработку. Например, шофер компании «Сельта» в 2019 году и, недавно, водитель из Калуги. По поводу европейских законов, на которые ориентировались члены рабочей группы, эксперт уточняет, что они касаются международных маршрутов до 50 км, а в некоторых государствах такие разделения и вовсе отсутствуют.

13 апреля 2020