Инициированное Министерством транспорта введение обязательного использования на транспортных средствах тахографов со средством криптографической защиты информации (СКЗИ) признано Евразийской экономической комиссией незаконным.
Напомним, что в 2013 году упомянутое Министерство приняло приказ №36, содержание которого возмутило автоперевозчиков. Они не хотели нести дополнительные расходы на приобретение тахографов с блоком криптозащиты, которые вдвое дороже устройств без СКЗИ, а также тратиться на их замену каждые 3 года и несколько недель ждать получения карты водителя. Осложнения возникли не только у предпринимателей, осуществляющих перевозки, но и у собственников мастерских по установке тахографов. Им для работы с устройствами со средствами криптозащиты потребовалась лицензия ФСБ.
Для всех, кому инициатива Минтранса усложнила ведение бизнеса, было очевидно, что в приказе №36 присутствует множество неточностей. К примеру, в законе «О безопасности дорожного движения» содержится норма о том, что после установки на транспортное средство дополнительного оборудования (например, тахографа) необходимо проводить его повторную сертификацию. При этом в приказе Министерства транспорта этот вопрос обходится. Да и на практике никакой сертификации грузовиков после установки на них тахографов никто не проводит.
История вопроса
Еще в 2013 году объединяющая в основном руководителей сервисов по установке тахографов НКО «Содействие развитию тахографических систем» выступила с заявлением о том, что использовать средства криптозащиты в тахографах нецелесообразно. Председатель правления организации С. Минин обратил внимание на то, что ранее действовал технический регламент по безопасности колесных ТС, ставший для всех привычным, и тут без очевидных причин издается приказ №36. В результате сейчас тахографический контроль осуществляют 3 действующие самостоятельно системы: регламент, СКЗИ и ЕСТР. Представители НКО предпринимали многочисленные попытки указать на то, что такая ситуация выходит за рамки нормы, выступали на различных конференциях и даже перед депутатами Государственной Думы, но к их словам никто не прислушался.
Рассматривать замечания предпринимателей власть не спешила. Их обращения в прокуратуру, Верховный суд, Правительство и Минпромторг никаких результатов не принесли. В Администрацию президента было направлено объемное письмо с подробным описанием множества недостатков, которые присутствуют в приказе №36. Однако в ответ на него пришла короткая отписка, содержание которой сводилось к тому, что «Министерству транспорта лучше знать». Столкнувшись с полным отсутствием поддержки в пределах страны, члены организации «Содействие развитию тахографических систем» решили обратиться в органы Евразийского экономического союза.
Категорическое «нет»
Первая реакция ЕАЭС была сдержанной. В ответ на обращение активистов пришло официальное письмо, в котором требования приказа №36 назывались излишними. Чрезмерная мягкость этой формулировки не позволила использовать документ в качестве аргумента для суда или других инстанций. Но на этом история не закончилась. Вслед за первым письмом 11 марта пришло еще одно, на этот раз из ЕЭК (Евразийской экономической комиссии). В нем речь шла о результатах проведенной этим органом служебной проверки, которые оказались по-настоящему удивительными.
Это решение С. Минин воспринял как приговор. Он акцентирует внимание на необходимости придерживаться правил, установленных Договором о ЕАЭС, который был подписан Президентом в 2014 году. При наличии каких-либо препятствий для развития рынка, следует их устранить. Все, что для этого требуется, в наличии: и законодательство, и четкие требования, и органы контроля. Не нужно даже проводить замену тахографов: достаточно будет переустановки программы и удаления средства криптозащиты.
Члены СРТС убеждены, что отмена приказа №36 принесет облегчение всем: и мастерам по установке тахографов, и автоперевозчиками, и органам контроля. Остается один вопрос: готов ли к такому решению Минтранс.
По этому поводу высказался Э. Гильмутдинов, возглавляющий общество ««ТАХОГРАФЫ Союз Мастерских». Он уверен, что в скором времени перевозчики осознают, какой обман произошел, и проведут подсчет своих убытков, после чего откажутся от использования тахографов, оснащенных средствами криптозащиты. Они уже сейчас стараются сэкономить и покупают тахографические устройства ЕСТР.
Российское Правительство направило заключение комиссии в Минпромторг и Минтранс с целью ознакомления. На сегодня со стороны этих ведомств не последовало какой-либо реакции.
Если Вы хотите заранее рассчитать стоимость, это можно сделать в нашем калькуляторе.
Ещё не определились с выбором? Мы поможем подобрать транспорт для любых целей!