Какими будут автобусы будущего

Электроавтобус на 16 пассажирских мест, по длине не больше обычного авто, трамвай на автопилоте с 5G и оснащенная креслами-трансформерами маршрутка. Все эти новые разработки совсем недавно можно было увидеть в Стокгольме на Международном саммите общественного транспорта.

Каждые два года в шведской столице собираются специалисты из разных стран и обсуждают тенденции развития пассажирского транспорта. А компании-производители демонстрируют свою инновационную продукцию. На чем же мы же будем ездить в ближайшие годы?

Среди важнейших вопросов, обсуждению которых посвящалось сразу несколько сессий, так называемый «транспорт последней мили», доставляющий пассажира от места проживания до офиса, школы или медучреждения, а также от автостанции до дома. В последнее время основной тренд в этом вопросе – так называемый «адресный автобус», лучше, если электрический и беспилотный. Особый интерес вызвал концепт, представленный компанией «Скания», который представляет собой именно электробус на автопилоте, который в ночное время может выполнять функции коммунальной техники. Некоторые элементы конструкции без труда меняются, например, на щетку для подметания дорог. Но использовать такие автобусы на практике можно будет не раньше 2030 года.

Саммит общественного транспорта в Стокгольме

Другие представленные на саммите разработки реалистичнее. Так, компания Lohr из Франции продемонстрировала электроавтобус в виде «паровозика», который по длине не больше обычного авто, но при этом может перевозить 16 пассажиров одновременно. Кроме того, к нему можно легко прикрепить еще 3 таких же, превращая его по вместимости в большой автобус на 64 пассажирских места. А в Шведской столице уже можно воспользоваться электрическим такси на двоих, которое вызывается с использованием специального приложения. Поездка на нем стоит меньше, чем на бензиновом автомобиле. В летнее время машина открыта, а зимой устанавливается шторка с дверью и работает отопление.

Германия представила маршрутку в комплектации класса «люкс», оснащенную сиденьями, которые способны подстраиваться под конкретного пассажира, зарядными устройствами, выходом в интернет и управляемую водителем высокого уровня квалификации. Поездка на такой маршрутке будет стоить дороже, чем на обычном автобусе, но дешевле, чем на такси. Ожидается, что благодаря улучшенному сервису многие откажутся от личных авто, даже убежденные ценители комфорта.

На мероприятии залы было представлено так много электрических автобусов, что можно сделать вывод о том, что автобусы с дизельными двигателями доживают свой век. Ряд электробусов растянулся на несколько сотен метров, и они заняли весь выставочный зал огромной площади. Одна из главных новинок — 18-метровый автобус-гармошка Volvo. Сегодня это еще концепт, но в скором времени производитель планирует продемонстрировать работающую модель. Как утверждают разработчики, автобус будет безопасным за счет оснащения системами защиты пассажиров, а также остальных участников дорожного движения (велосипедистов и пешеходов).

На саммите был представлен и электробус производства КАМАЗа. На 8 московских маршрутах уже можно встретить больше ста электрических автобусов. В ближайшем будущем в столице планируют полностью отказаться от приобретения новых автобусов на дизельных двигателях. Одним из первых городов, в которых целые районы и маршруты стали переводить на обслуживание электроавтобусами, стал Гетеборг, представители которого поделились опытом. Они рассказали, что управление такими транспортными средствами нравится водителям, благодаря чему можно привлечь дополнительных специалистов и справиться с дефицитом представителей этой профессии, который ощущается на всех видах транспорта.

Электроавтобус В Потсдаме проводится эксперимент, в рамках которого создается трамвай-беспилотник. Испанские разработчики проводят эксперименты, объединяя трамваи виртуально. Вместо механического соединения используется 5G. На одной из сессий саммита были представлены различные проекты создания полностью или частично беспилотных трамваев. К общему мнению по поводу целесообразности отказа от водителя участники мероприятия не пришли. Беспилотник – это фактически обычный трамвай, оснащенный датчиками и видеокамерами, при помощи которых он приобретает способность останавливаться, встречаясь с препятствиями. Но беспилотные транспортные средства используются не только с целью повысить уровень безопасности. Так, в Германии, это, прежде всего, возможность справиться с острой проблемой нехватки водителей.

Еще один интересный проект, представленный на саммите, – трамваи, сцепляемые автоматически посредством интернет-канала. В основе разработки трамвай испанского производства CAF. Новинка длиной в 60 метром передвигалась по депо, достигая скорости 40 км/ч. Такой способ сцепки позволяет сделать трамвай вдвое вместительнее, затратив на это минимум времени и не покидая транспортное средство. Чтобы прикрепить «хвост», достаточно проехать мимо него. При этом сцепка не жесткая, и между отдельными элементами конструкции остаётся  расстояние. Правда, звучали и скептические предположения о том, что если сегодня наблюдается нехватка водителей, то после внедрения высокотехнологичных новинок будет ощущаться недостаток технического персонала, необходимого для обслуживания подобного транспорта.