В 2019 году изменились требования к оформлению путевых листов. В результате предприятия были вынуждены реорганизовать работу с данными документами.
Несмотря на реформы, контроль уполномоченных инстанций не ослабился – наличие и оформление путевых листов тщательно проверяется. Игорь Голдырев, представитель «СКБ Контур» в рамках программы «Путевые листы и ГСМ» прокомментировал новые порядки. Он объясняет, кому необходим этот документ, кто имеет право его проверки и какую ответственность понесут нарушители.
Административный кодекс РФ предусматривает ответственность для должностных лиц и организаций. Причем к последним, согласно этому закону, относятся и индивидуальные предприниматели. Указаний по поводу самозанятых физических лиц в законе нет, но проверяющие сотрудники ГИБДД вряд ли станут разбираться в тонкостях.
Заполнение «путевки» контролируется тремя службами, которые рассматривают разные аспекты документа:
Наказание за нарушения в путевом листе чаще всего назначают работники ГИБДД.
Наказание в виде штрафа предусмотрено, если:
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона №259 от 08.11.07, этот документ должен быть у водителей, перевозящих людей и грузы, независимо от того, является ли транспорт собственностью юридического лица или арендуется. Кроме того, путевые листы обязательны для наземного общественного транспорта любого вида.
Частным лицам или работникам предприятий, не числящихся водителями, для выезда не требуется путевой лист. Тем не менее, если сотрудник совершает поездку для работы, для проверки ФНС понадобится подтверждение затрат горючего в путевом листе. Так что этот документ не нужен только для поездок в личных целях.
Проверка «путевок» осуществляется не только на дорогах, но и в учреждении, где они должны храниться в течение 5 лет. Если документа за этот срок нет, с организации могут взыскать штраф.
Согласно ст.12.3 КоАП, штраф за поездку без этого документа – 500 руб. Он начисляется по усмотрению сотрудника ГИБДД – возможно обойтись предупреждением.
Более серьезные санкции будут назначены, если уполномоченные органы расценят это как не проведенный предрейсовый осмотр водителя и транспортного средства.
Каждый документ должен содержать отметки о прохождении перед выездом на маршрут:
После того, как водитель прошел медосмотр перед рейсом, медработник заносит в путевой лист дату, личную подпись и штамп. Если хотя бы один из этих атрибутов отсутствует, это считается нарушением оформления документа. Кроме того, лицо, проводящее осмотр, обязано иметь лицензию на эту процедуру.
В КоАП РФ установлены денежные взыскания в следующем размере:
Предрейсовый техосмотр вправе проводить только дипломированный специалист направления «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или человек, имеющий квалификацию «Контролер технического состояния автомобильного транспорта». В документе должны стоять дата и подпись контролера, иначе запись недействительна.
За нарушение оформления техконтроля транспортного средства в КоАП предусмотрена следующая ответственность:
Нарушение оформления путевого листа для налоговой службы имеет более обширное значение, чем проблемы с контролем перед рейсом. В приказе Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.08 есть необходимые реквизиты и порядок заполнения этих документов, и каждый путевой лист должен соответствовать требованиям приказа.
Предприятиям необходимо помнить, что данный документ является подтверждением денежных расходов на топливо. Если в ходе проверки налоговая служба выявляет неправильно заполненный или отсутствующий, в том числе в архиве, путевой лист – это трактуется как занижение прибыли учреждения.
В п. 1 ст. 122 НК указано, что штраф в такой ситуации начисляется в размере 20% от доначисленной суммы налога на прибыль.
Величина взыскания рассчитывается по формуле: Штраф = (затраты топлива + амортизация транспорта + зарплата водителя) * 0,04
Если Вы хотите заранее рассчитать стоимость, это можно сделать в нашем калькуляторе.
Ещё не определились с выбором? Мы поможем подобрать транспорт для любых целей!