Усиление контроля за тахографами: новые предложения от Минтранса

В ближайших планах Министерства взять под свой контроль процесс установки тахографов и их настройки. Кроме того, предлагается в рамках техосмотра проверять тахографическое оборудование.

Проект закона, опубликованный ведомством в феврале текущего года, посвящен регламентации режима работы и отдыха водителей транспортных средств, используемых в коммерческих целях. В соответствии с этим документом предлагается ограничить время пребывания за рулем 9 часами в сутки. При этом будет возможность дважды в неделю нарушать такой режим и управлять автомобилем или автобусом по 10 часов. При этом время непрерывной работы не сможет превышать 4 с половиной часов подряд, по прошествии которых нужно будет делать перерыв. Кроме того, предлагается ввести обязательство предоставлять водителю хотя бы один выходной в неделю. И напоследок еще одно важное нововведение – работа без тахографического оборудования будет запрещена. Это вполне логичная норма, если учитывать, что тахограф позволяет контролировать, соблюдается ли режим работы и отдыха. Если законопроект будет одобрен, поправки вступят в законную силу с 1 ноября текущего года.

Минтранс анонсировал также пересмотр своего указа от 2013 года (№ 36), которым регламентируются вопросы установки тахографов и их последующего обслуживания. Проанализировав положения этого документа, специалисты ведомства сделали вывод о том, что его положения во многом устарели и требуют пересмотра.

Один из основных проблемных вопросов связан с деятельностью автосервисов, которые устанавливают и обслуживают тахографы некачественно. Уровень квалификации перевозчиков не позволяет им на должном уровне оценивать, насколько правильно проведены работы, и в результате прибор может проводить некорректные измерения параметров.

Еще одна проблема – некоторые сервисы умышленно «подкручивают» тахографы, помогая таким образом автовладельцам искажать их показания, например, занижать скорость. При выявлении правоохранителями таких нарушений, отвечает за них собственник транспорта, а представители сервиса, нарушившие закон, продолжают беспрепятственно вести свою деятельность.

Исходя из содержания упомянутых документов, можно сделать вывод о намерении Минтранса установить более жесткие правила установки и настройки тахографов.

Некоторые специалисты в этой сфере предполагают, что возможно появление реестра, объединяющего те компании, которые могут реализовывать и устанавливать тахографическое оборудование, получившее лицензию.

На первый взгляд идея кажется положительной, однако есть и негативный аспект: в случае установки для мастерских по монтажу тахографов дополнительно ценза, их услуги наверняка подорожают. И это при том, что и сам прибор довольно дорогой: его стоимость может составлять до 40 тыс. руб. без учета расходов на монтаж, настройку и водительские карты.

Минтранс планирует изменить и порядок проведения технического осмотра транспортных средств. Поправки, которые предлагается в него внести, также касаются тахографического оборудования. Во время техосмотра предположительно будут анализировать, в каком состоянии тахограф, насколько он исправен и сохранны ли пломбы. Если он работает нормально, на печать будут выводиться данные сервиса, в котором производилась установка прибора. При этом автомобиль или автобус должен будет оснащаться табличкой с упоминанием номера, модели и даты калибровки тахографа.

В качестве основания для введения более жесткого контроля за соблюдением режима работы и отдыха водителей министерство приводит желание снизить смертность на отечественных дорогах. По статистике до 20 процентов аварий происходит с водителями, заснувшими за рулем. На лиц, управляющих транспортными средствами коммерческого назначения (тяжеловесными грузовиками и автобусами, перевозящими пассажиров), возлагается серьезная ответственность, и контроль за соблюдением режима их работы и отдыха – оправданная мера. Но остаются опасения – не станет ли введение более жестких мер причиной значительного повышения затрат перевозчиков, и смогут ли они поспособствовать повышению безопасности дорог.

19 марта 2019