Обязательные тахографы: Евразийская комиссия против

Инициированное Министерством транспорта введение обязательного использования на транспортных средствах тахографов со средством криптографической защиты информации (СКЗИ) признано Евразийской экономической комиссией незаконным.

Напомним, что в 2013 году упомянутое Министерство приняло приказ №36, содержание которого возмутило автоперевозчиков. Они не хотели нести дополнительные расходы на приобретение тахографов с блоком криптозащиты, которые вдвое дороже устройств без СКЗИ, а также тратиться на их замену каждые 3 года и несколько недель ждать получения карты водителя. Осложнения возникли не только у предпринимателей, осуществляющих перевозки, но и у собственников мастерских по установке тахографов. Им для работы с устройствами со средствами криптозащиты потребовалась лицензия ФСБ.

Для всех, кому инициатива Минтранса усложнила ведение бизнеса, было очевидно, что в приказе №36 присутствует множество неточностей. К примеру, в законе «О безопасности дорожного движения» содержится норма о том, что после установки на транспортное средство дополнительного оборудования (например, тахографа) необходимо проводить его повторную сертификацию. При этом в приказе Министерства транспорта этот вопрос обходится. Да и на практике никакой сертификации грузовиков после установки на них тахографов никто не проводит.

История вопроса

Еще в 2013 году объединяющая в основном руководителей сервисов по установке тахографов НКО «Содействие развитию тахографических систем» выступила с заявлением о том, что использовать средства криптозащиты в тахографах нецелесообразно. Председатель правления организации С. Минин обратил внимание на то, что ранее действовал технический регламент по безопасности колесных ТС, ставший для всех привычным, и тут без очевидных причин издается приказ №36. В результате сейчас тахографический контроль осуществляют 3 действующие самостоятельно системы: регламент, СКЗИ и ЕСТР. Представители НКО предпринимали многочисленные попытки указать на то, что такая ситуация выходит за рамки нормы, выступали на различных конференциях и даже перед депутатами Государственной Думы, но к их словам никто не прислушался.

Рассматривать замечания предпринимателей власть не спешила. Их обращения в прокуратуру, Верховный суд, Правительство и Минпромторг никаких результатов не принесли. В Администрацию президента было направлено объемное письмо с подробным описанием множества недостатков, которые присутствуют в приказе №36. Однако в ответ на него пришла короткая отписка, содержание которой сводилось к тому, что «Министерству транспорта лучше знать». Столкнувшись с полным отсутствием поддержки в пределах страны, члены организации «Содействие развитию тахографических систем» решили обратиться в органы Евразийского экономического союза.

Категорическое «нет»

Первая реакция ЕАЭС была сдержанной. В ответ на обращение активистов пришло официальное письмо, в котором требования приказа №36 назывались излишними. Чрезмерная мягкость этой формулировки не позволила использовать документ в качестве аргумента для суда или других инстанций. Но на этом история не закончилась. Вслед за первым письмом 11 марта пришло еще одно, на этот раз из ЕЭК (Евразийской экономической комиссии). В нем речь шла о результатах проведенной этим органом служебной проверки, которые оказались по-настоящему удивительными.

  • ЕЭК запросила в Минэкономразвития вывод по поводу законности требований, изложенных в приказе №36. В ответ министерство признало их противоречащими Техрегламенту «О безопасности колесных транспортных средств», действующему в странах Таможенного союза.
  • В процессе проверки было установлено, что Министерство транспорта не является тем органом, который обладает достаточными полномочиями для предъявления каких-либо требований продукции, предназначенной для защиты информации. А в соответствии с регламентом Таможенного союза среди целей, с которыми используются тахографы, нет защиты информации.
  • Исходя из результатов проверки, Комиссия сделала вывод о том, что требования, изложенные в приказе №36, нарушают нормы Договора о ЕАЭС, и являются препятствием для функционирования рынка внутри Союза.

Это решение С. Минин воспринял как приговор. Он акцентирует внимание на необходимости придерживаться правил, установленных Договором о ЕАЭС, который был подписан Президентом в 2014 году. При наличии каких-либо препятствий для развития рынка, следует их устранить. Все, что для этого требуется, в наличии: и законодательство, и четкие требования, и органы контроля. Не нужно даже проводить замену тахографов: достаточно будет переустановки программы и удаления средства криптозащиты.

Члены СРТС убеждены, что отмена приказа №36 принесет облегчение всем: и мастерам по установке тахографов, и автоперевозчиками, и органам контроля. Остается один вопрос: готов ли к такому решению Минтранс.

По этому поводу высказался Э. Гильмутдинов, возглавляющий общество ««ТАХОГРАФЫ Союз Мастерских». Он уверен, что в скором времени перевозчики осознают, какой обман произошел, и проведут подсчет своих убытков, после чего откажутся от использования тахографов, оснащенных средствами криптозащиты. Они уже сейчас стараются сэкономить и покупают тахографические устройства ЕСТР.

Российское Правительство направило заключение комиссии в Минпромторг и Минтранс с целью ознакомления. На сегодня со стороны этих ведомств не последовало какой-либо реакции.

25 марта 2019