Новые инициативы: «выделенка» для заказных автобусов и увеличение скорости перевозки детей

Для перевозки групп детей могут повысить предельную скорость, а автоперевозчики, работающие под заказ, возможно, смогут использовать выделенную полосу.

         В Общественной палате по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей разработаны и готовятся к передаче в Правительство и соответствующие министерства рекомендации по пересмотру Правил дорожного движения. Предлагается, в частности, разрешить при транспортировке детских групп двигаться со скоростью до 80 км в час, а при выполнении заказов по автобусным перевозкам пользоваться «выделенкой». Кроме того, изменения могут коснуться смягчения ответственности для некоторых водителей. Их будут штрафовать не за ошибки в оформлении перевозных документов, а исключительно за опасные для здоровья и жизни детей нарушения.

Кроме ПДД, соответствующие изменения предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях и в Правила организованной перевозки групп детей автобусами.

Использовать для передвижения выделенные полосы могут позволить любым транспортным средствам класса D, к которым относятся авто, оборудованные для перевозки 8 и более пассажиров, причем не только школьные и рейсовые автобусы. Авторы предложений утверждают, что их реализация поспособствует развитию детского туризма и автобусного сообщения в целом. Школьные автобусы могут пользоваться «выделенкой» и сейчас, но на практике в большинстве случаев не удается реализовать это право. Все дело в том, что учебные заведения, как правило, не имеют в собственности автобусов и пользуются услугами сторонних перевозчиков, заключая с ними соответствующие договоры. А эти компании не имеют привилегии использования выделенных полос.

Повышение максимально разрешенной скорости при перевозке детей авторы такого предложения объясняют необходимостью повысить безопасность движения школьных автобусов. Так они будут нормально двигаться в потоке наравне с другими транспортными средствами, а не создавать своей медленной ездой риски столкновения с более быстрым транспортом. Вместо действующего на сегодня ограничения в 60 км в час предлагается установить 80-километровый максимум для автомагистралей и 70 – для всех дорог, на которых допускается движение с такой скоростью.

Перевозки детей

Нововведение появится и в правилах перевозки детей. При поломке автобуса в пути и в случае аварии фрахтовщик должен будет оперативно заменить автобус, после чего поездка сможет продолжиться или прекратиться с передачей документов водителю автобуса-замены и составлением акта замены транспортного средства с упоминанием причин, данных водителей (ФИО и контактных телефонов), а также времени и даты такой замены.

Внесение таких изменений обусловлено несовершенством правил в их нынешней редакции. Сегодня даже при незначительном происшествии на дороге водителю, перевозящему детей необходимо вызвать сотрудников Госавтоинспекции и дождаться их приезда, а на это может уйти не один час. При этом ждать приходится и детям, которые все это время лишены возможности сходить в туалет или попить. Те же проблемы возникают при поломках.

В Общественной палате утверждают, что в описанных обстоятельствах на перевозчика должна быть возложена обязанность оперативно предоставить подменное транспортное средство за счет своего парка или партнерского. Но на сегодня у него нет такой возможности, поскольку на документальное оформление выезда автобуса-замены требуется не меньше 2 дней. Кроме того партнерская компания не даст свой транспорт, даже если он свободен и сломанный (попавший в аварию) автобус находится недалеко от него. Причина в риске административной ответственности.

Предложенное смягчение правил не приведет к снижению уровня безопасности на дороге, если одновременно предусмотреть, что на автобус-замену должны распространяться те же требования, что и на вышедший из строя. Кроме того, у водителя подменного транспорта должна быть предусмотренная в правилах квалификация.

Эксперты обращают также внимание на проблему усиления давления в области автобусных перевозок. Так, за ошибки в отчетности для компаний введены штрафы в сумме до 100 тыс. руб. И при этом аварий, в которые попадают автобусы, меньше не стало.

В связи с этим Общественная палата предлагает отменить административную ответственность за автобусные перевозки без списков сопровождающих лиц и детей, а также программы маршрута. С этой целью должен быть пересмотрен 3 пункт статьи 12.23 соответствующего кодекса с тем, чтобы наказание предусматривалось только за нарушения, вследствие которых возник ущерб или угроза вреда для здоровья и жизни детей. Сумма штрафа за такие действия для компаний – 100 тыс. руб., для должностных лиц – 25 тысяч и для водителей – 3 тысячи.

С этими предложениями согласен О. Нилов, первый заместитель главы Комитета по контролю и Регламенту Государственной думы. Он высказал свое мнение о том, что ограничения, установленные с целью обезопасить дорожное решение, зачастую не направлены на сохранение человеческого здоровья и жизни, а имеют исключительно бюрократический характер.

По словам Нилова, в связи с этим возникает масса проблем, причем не только у компаний-перевозчиков, но и у детей, их родителей, учителей и организаторов поездок. Создан мощный барьер, из-за которого перевозка детей может стать невозможной, а это приводит к ограничению их участия в различных мероприятиях спортивной и творческой направленности. При этом от таких опасностей, как заснувший водитель встречного авто, никто не защищен, как и от недостатков дорожного покрытия, плохого освещения и нерегулируемых развязок.

Нилов также обратил также внимание на главное изменение, которое должно произойти в сфере перевозки детей, – это значительный рост финансирования.

Он обратил внимание на то, что в правила включены требования к квалификации водителей, состоянию автобусов, сопровождению сотрудниками Госавтоинспекции, но при этом никто не позаботился об увеличении количества средств. А они требуются в значительных суммах, чтобы можно было реализовать все необходимые мероприятия. Средства должны появиться в школах, кружках, секциях и т.д.

21 июня 2019