На общественном транспорте быстрее – в СПб внедряют новую транспортную модель

Транспортная реформа, которая должна была стартовать в июле 2020 года, ранее получила отсрочку из-за неблагоприятной эпидемической ситуации. Однако сейчас в Администрации Северной столицы заявили о начале внедрения новой транспортной модели. Ее цель – усовершенствовать систему общественного транспорта в Санкт-Петербурге и повысить скорость автобусов и трамваев, чтобы они могли составть конкуренцию личным автомобилям.

Реализацию транспортной модели планируется завершить в течение трех лет. Среди планируемых мер: сделать скорость движения общественного транспорта выше, чем личного, регулярно увеличивать количество полос для автобусов и перехватывающих парковок.

Владимир Швецов, глава компании SIMETRA, эксперт по транспортному планированию и моделированию, не разделяет подход Смольного. Проблемы в движении общественного транспорта специалист связывает не со скоростным режимом, а с упущениями в инфраструктуре. Эта отрасль в СПб регулируется сразу тремя ведомствами, а не одним, поэтому возникают определенные трудности в управлении, – считает Швецов. В то же время в городе есть удачные решения – к примеру, «Чижик», примечательный тем, что это единственный из российских трамваев со скоростью движения выше, чем у легковых авто.

Трамвай Чижик

Руководитель SIMETRA также поделился своим видением реформы. Например, он считает, что власти Петербурга выбрали правильную цель – сделать движение общественного транспорта приоритетным. Но сроки и способы ее реализации, по мнению Владимира Швецова, выбраны неверно.

Так, если в Смольном конечный этап внедрения запланирован на 2023 год, то эксперт уверен, что к этой дате получится ускорить автобусы только в некоторых районах.

Полный переход города на новую модель возможен минимум в 2025. Как специалист по транспортному планированию, Швецов рассчитал, что только аналитическая работа займет самое меньшее 6-8 месяцев.

Насчет организации перехватывающих парковок у эксперта тоже есть сомнения – обеспечат ли они тот результат, на который рассчитывают в Администрации. Владельцы собственных автомобилей не оценят преимущества нововведений, пока они не будут реализованы как единая целостная система.

Одновременно с внедрением реформы следует пересмотреть управление общественным транспортом в Санкт-Петербурге. На данный момент им занимаются 3 ведомства: комитет по транспорту отвечает за запуск подвижного состава на автобусные полосы, комитет по развитию инфраструктуры – за разметку на дороге, а комитет по информации и связи – за отсутствие на этих полосах посторонних участников движения. Такой подход вызывает путаницу и мешает организованной работе. Швецов считает, что в этом вопросе Северной столице стоит перенять опыт Москвы, где за все отвечает Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Транспорт в СПб

Появление новых автобусных полос без согласования, где их проложить и как контролировать, не даст должных результатов. По мнению эксперта, все вопросы этой сферы должен курировать комитет по транспорту, как наиболее заинтересованный в развитии отрасли.

По данным компании SIMETRA средняя скорость общественного транспорта в СПб – 14-15 км/ч. Однако с учетом пешего пути до остановок и пересадок, в конечном итоге получается 10 км/ч. Чтобы было реальное преимущество над личным авто, эту цифру нужно поднять минимум на 5 км/ч – а это серьезная цель.

Директор компании предлагает реализовать ее в два параллельных этапа. Первый – построить наземную магистральную сеть, связывающие центр и остальные районы города. Для автобусов ключевых направлений полосы должны строго контролироваться, необходимы и обособленные трамвайные пути, как у «Чижика». Следующий аспект – связать подземную и наземную транспортные сети. До тех пор, пока не проведут интеграцию, в Петербурге только метро можно будет назвать магистральным транспортом. Но и у него есть свои недостатки – дороговизна и трудности в расширении.

В целом же общественный транспорт в Северной столице медленнее, чем частные автомобили на 10-15 км/ч. Другая ситуация только в районах с полностью обособленными маршрутами, где общественный транспорт движется намного быстрее.

Вторая составляющая правильной реформы в видении Швецова – цифровизация и переход к современным технологиям. В СПб уже есть проект этого направления – «Умный город». Однако сейчас городу необходим в первую очередь «умный транспорт». Реализовать подобный проект можно, создав единую цифровую систему в транспортной сфере. Она будет собирать, хранить и анализировать все значимые данные: транзакции по оплате проезда, записи камер, информацию о ремонтных работах, ДТП и многое другое. Этот алгоритм поможет эффективно прогнозировать загруженность тех или иных направлений.

22 октября 2020