Новые требования по лицензированию перевозок могут негативно отразиться на туристическом бизнесе

В проекте постановления правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров и иных лиц автобусами», представлены настолько жесткие требования к транспортным компаниям, что часть компаний просто не в состоянии будет их выполнить. В департамент государственной политики Минтранса, отвечающего за городской пассажирский и автомобильный транспорт, было направлено письмо от российского союза туриндустрии, в котором были изложен ряд предложений и позиция относительно нового проекта. Данную информацию предоставил Владимир Рабинков, занимающий пост руководителя комиссии по перевозкам на автобусах.

Напомним, что всего пару месяцев назад в Госдуме во втором чтении был принят законопроект, требующий от автобусных перевозчиков прохождения обязательного Автобус на 50 мест Yutongлицензирования. Подразумевается, что данное решение позволит упорядочить пассажирские перевозки автотранспортом с вместимостью более 8 человек.

На данный момент заказные перевозки пассажиров носят сугубо уведомительный характер. Например, индивидуальные предприниматели, занимающиеся автобусными экскурсиями для детей или их групповыми перевозками, в обязательном порядке должны заранее предупредить ответственных сотрудников ГИБДД о времени совершения поездки.

Эксперты склонны думать, что лицензирование является неплохой идеей, но вряд ли сможет поспособствовать снижению количества ДТП на дорогах с участием автобусов, чего и стремится добиться Минтранс. Основная цель нового закона – упорядочивание рынка автобусных перевозок и устранение лазеек для работы частных водителей и ИП, которые не хотят соблюдать установленные правила и нормы. О том, что действующие перевозчики смогут пройти процедуру лицензирования говорилось неоднократно. Также было сказано и об отсутствии тяжело выполнимых или совсем невыполнимых требований. Несмотря на это, закон в том виде, в котором он сейчас существует, бесспорно, создаст ряд проблем перевозчикам. Владимир Рабинков в этом полностью уверен.

Автобусный турТакже он отметил следующее: Существует несколько пунктов, требования которых будет крайне сложно выполнить целому ряду транспортных компаний, в том числе и тем, что оказывают услуги туристических перевозок. Пройти процедуру лицензирования нужно в максимально сжатые сроки. Согласно закону на это отводится 4 месяца. При этом желающих получить лицензию будет множество, начиная от ИП и юридических лиц и заканчивая школами, предприятиями и прочими учреждениями, которые используют автобусы для удовлетворения собственных нужд. В проекте ПП представлены требования, выполнение которых под силу далеко не каждому лицензиату, особенно если учитывать установленные законом сроки. Наиболее вероятно, что правительство в скором времени поменяет правила и увеличит сроки прохождения процедуры, так как в противном случае транспортная деятельность может серьезно пострадать или вовсе остановиться. Нечто подобное уже происходило в сфере перевозок детей (ПП РФ №1177 от 17.12.2013 г.).

Главный недостаток законопроекта – включение в него требований, которые представлены в уже действующих нормативно-правовых актах и законах. В частности, п.7 требует от перевозчиков соблюдения ряда пунктов из «правил перевозки организованных групп детей». ПП №1177 содержит все требования, предъявляемые к детским перевозкам. Наряду с этим в ст. 12.23 КОАП приведен список наказаний за их невыполнение. Следовательно, если чиновники решать оставить п.7, то несоблюдение определенных требований, таких как отсутствие договора фрахтования, приведет к наказанию сразу по нескольким статьям КОАП.

Для владельцев бизнеса по оказанию услуг заказных туристических перевозок проблемными окажутся требования, связанные с категорированием автобусов, парковками, а также с соблюдением режима труда. В приказе Минтранса №15 от 20.08.2014 г. указано оптимальное время работы водителя. В данном документе указан порядок для всей сферы перевозок без учета особенностей заказных и туристических перевозок. Раньше можно было работать даже при наличии такого несоответствия. Но с появлением новых лицензионных правил это повлечет за собой увеличение правовой нагрузки.

Рабинков пояснил: при выполнении автобусом рейса могут случаться ДТП и поломки. Также никто не застрахован от пробок. Иногда водителю приходится ждать опаздывающих пассажиров. Бросить свой автобус водитель не может, ведь это не городской маршрут. Ему придется в любом случае продолжать поездку даже в том случае, если подобные действия приведут к нарушению требований ко времени работы. В таком случае предприятию не удастся избежать штрафные санкций. Сейчас за это предполагается штраф только по ст. 11.23 КОАП, а при вступлении в силу нового закона еще будет дополнительно взыматься штраф в размере 100-200 тыс. рублей (ст. 14.1 ч.4). Кроме этого, нарушение данного лицензионного требования является основанием для приостановления транспортной деятельности.

Также не облегчила жизнь транспортным компаниям и необходимость включения транспортного средства в реестр, являющийся частью правил лицензирования, так как это делается в связке с довольно продолжительной процедурой категорирования. Появилась она относительно недавно в связи с волгоградским терактом. За присвоение категории платить не нужно, но процедура занимает много времени (несколько месяцев). Без этого предприниматель не может уведомить о старте деятельности и оформить лицензию. Это приводит к простою автобусов и, следовательно, финансовым убыткам.

Требования к парковке также выглядят необоснованно. Необходимо будет предоставить договор аренды территории, выписку ЕГРН, подтверждение соответствия парковки требованиям Минтранса. Отсутствие этих документов является поводом для отказа в выдаче лицензии. Подобные требования являются избыточными, особенно если речь идет о туристических автобусах, – уточнил Рабинков.

10 декабря 2018