Российский рынок автобусов: итоги и перспективы

KAROSA C954EААИ – ассоциация автомобильных инженеров и Государственный научный центр НАМИ провёл при поддержке Министерства транспорта РФ, а также Министерства экономики, науки и технологии научно-техническую конференцию по теме «Проблемы автомобильного рынка в России».

Подвижность современного среднестатистического россиянина для поездок в различные места и всеми видами транспорта довольно низка и не превышает шести тысяч километров. Для сравнения – у европейца такая подвижность составляет 12 тыс. км, а у североамериканца – 16 тыс. км. При этом в России до 67 процентов подвижности обеспечивается посредством автобусных сообщений. Именно поэтому при переходе к новым стандартам жизни столь необходимо насыщение рынка современными автобусами.

Помимо этого, 627 тысяч автобусов, зарегистрированных в ГИБДД, на сегодняшний день на 60 – 70 процентов полностью самортизированны, что также вынуждает заниматься интенсивным обновлением транспортных парков.

«Федеральная целевая программа развития автомобильной промышленности России», которая была разработана Министерством экономики РФ с привлечением восьмидесяти организаций и предприятий, содержит анализ текущей ситуации в стране. Были разработаны десять подпрограмм повышения качества, технического уровня и объёмов выпуска автомобилей.

Запланированная программа развития, для осуществления которой необходимо 290 млрд. рублей, базировалась на модернизированном типаже автобусов, который устраняет разрыв типоразмеров по габаритной длине и охватывает непрерывный ряд от пятиметровых или особо малых до 24-метровых, то есть сверх больших автобусов (типа итальянских трехзвенных Мегабусов, предназначенных для перевозки 250 – 300-т пассажиров).

А автобусы, относящиеся к особо большим, типа сочленённого «Россиянина» Голицинского автобусного завода, выпускаются лишь небольшими партиями. Пока их доля в общем количестве автобусов общего пользования весьма скромна. Наиболее перспективным разработчики считают из особо больших автобусов трёхдверную, трёхосную, односекционную модель с габаритной длиной 15 метров и дизелем мощностью 200 кВт. Такой автобус при размещении в салоне 22-х сидений может обеспечить в достаточно комфортных условиях безопасную перевозку ста пятидесяти пассажиров.

В последнее время автобусное производство в России стало достаточно стабильным. Относительно уменьшается выпуск малых автобусов и устойчиво растёт выпуск микроавтобусов. Дисбаланс между производством отечественных заводов и рыночными запросами может быть частично устранён за счёт экспорта венгерских транспортных средств, чешских KAROSA, экспорта малых автобусов из Узбекистана и прочих. Хотя из-за барьеров между странами поставка автобусов Львовского завода и латвийских микроавтобусов значительно уменьшилась.

История проникновения на отечественный рынок полноценного конкурента IKARUS – автобусов KAROSA началась около двадцати лет назад и включала проведение опытной эксплуатации машин в Ташкенте, Санкт-Петербурге, Тюмени, поставку в российские регионы до трёх тысяч автобусов разных моделей, в том числе и специальной серии 800 – более дешёвых автобусов для стран с ограниченной платежеспособностью. Планировалось также создание совместных автобусных производств.

Шасси подавляющего большинства автобусов KAROSA довольно консервативно, но зато кузов имеет уникальное отличие. Это отличие состоит в том, что он может собираться из отдельных панелей на любом предприятии. Благодаря простоте и технологичности сборки автобусов KAROSA специалисты Зеленодольского пассажирского автобусного предприятия в Татарстане выпустили первые городские автобусы ещё в 1997 году. В 1998 году они подготовили цех для выпуска уже пятидесяти моделей автобуса, однако августовский дефолт приостановил все работы.

С учётом прекрасных провозных характеристик малых автобусов на шасси ЗИЛ («Бычок») и зная об их востребованности в Татарии, АО «Нижнекамскшина» инициировала проект сборки на местном автотранспортном предприятии автобусов типа КАВЗ 3244. Комплектующие и шасси поступали из Москвы в контейнерах, в оплату покрышек, поставленных на ЗИЛ, а сборку автобусов осуществило дочернее предприятие Курганского автобусного завода ООО «Вика лтд», которое имеет сертификат и лицензию дочернего предприятия.

KAROSA 834Востребованными на сегодняшний день также являются микроавтобусы «Газель» на 8 – 13 пассажиров, предназначенные для внутригородской коммерческой развозки. На рынок они поставляются в грузопассажирском варианте ГАЗ 2705 "Комби". С помощью такого автобуса удобно перевозить, к примеру, ремонтную бригаду, численностью до семи человек. Их рабочие материалы и инструменты могут размещаться в грузовом изолированном отсеке в задней части машины, площадь которого – 3, 5 на 2 метра.

В программе развития автобусостроения в России заложен не только количественный выпуск транспортных средств для различных задач, но и мероприятия по повышению уровня качества и безопасности выпускаемых изделий. Среди типовых несоответствий стандартам международного уровня среди 15-ти российских автобусов, проходивших сертификационные испытания, приходится отметить недостаточную эффективность тормозных средств. Из-за отсутствия антиблокировочных систем и тормозных сил тормозная система ослабевает. К недостаткам следует отнести высокие ступеньки, нарушение при опрокидывании автобуса «остаточного» жизненного пространства, превышение значений уровней внутреннего и внешнего шумов, высокую экологическую опасность, а также опасность опрокидывания и прочее.

Показатели токсичности отработанных газов транспортного двигателя существенно ужесточились за последнее время. К примеру, допустимые выбросы оксида углерода уменьшились, также как и выбросы углеводородов, приблизительно в десять раз. Таким образом, для соответствия действующих норм EURO-2 автобусы с бензиновыми двигателями должны иметь в своей штатной комплектации двух- трех-компонентный окислительно-восстановительный нейтрализатор, обладающий каталитическим действием.

Представитель основанной в 1817 году британской компании "JOHNSON MATTHEY", являющейся мировым лидером в производстве нейтрализаторов с катализатором платиновой группы, сделал свои выводы. Он отметил, что за 1985 – 1999 годы фирма на четырёх континентах и на 7-ми заводах выпустила 43, 2 млн. нейтрализаторов, то есть 34 процента мирового производства. Они используются 45-ю автомобилестроительными заводами для того, чтобы на 85 процентов уменьшить выбросы оксида углерода, твёрдых частиц и углеводородов. Российские автомобили также могут быть оснащены подобными конверторами.

За границей, занимаясь вопросами повышения конкурентноспособности автомобилей, в соответствии с требованиями ISO 14000 проводят оценку экологической безопасности машины. Подобную проверку проводят по полному жизненному циклу автомобиля, в который включено производство автомобиля, переработка необходимого сырья, эксплуатация транспортного средства с эффективной системой его обслуживания и, наконец, утилизация изделия. На сегодняшний день при эксплуатации автобуса запрещены выбросы шестивалентного хрома, ртути, серы, кадмия.

На стадии проектирования автомобиля предусматриваются меры по снижению использования свинца. К примеру, в 1998 году на каждом автобусе NISSAN было 1800 грамм свинца, а с 2002 года он уже не используется. И, согласно директивы Совета ЕС N 97/с-337/02, начиная с 2005 года повторно используется до восьмидесяти процентов массы всех идущих на утилизацию автомобилей.

Одним из основных направлений, ориентированных на повышение качества изделий, которые изготавливаются автомобильной промышленностью России, становится внедрение сертификации на предприятиях системы качества. В 1999 году из пятисот тысяч предприятий всего 247 организаций имели данный сертификат, и в том числе 40-к предприятий, занимающихся выпуском автомобильных запчастей. При этом ни у одного производителя автобусов не было подтверждения системы качества, действующей в соответствии с требованиями ISO 9000. В современном автомобилестроении таких предприятий становится всё больше.

Экологическая опасность автотранспорта, а в сфере транспорта общего пользования опасность автобусов может быть понижена благодаря применению альтернативных видов требующейся энергии. В этом качестве на сегодняшний день преимущественно используется электропривод и газовое топливо. В ГНЦ НАМИ испытан, разработан и передан для технологической подготовки производства изготовленный на удлинённой базе ЗИЛ электробус «Лужок», который предназначен для перевозки во вполне комфортных условиях 24-х пассажиров.

Для работы на газовом топливе специалистами «Экоавтотранса» переоборудована партия действующих сочленённых автобусов IKARUS. Уровень сжатия дизельного двигателя, предназначенного для эффективной работы на природном метане, был снижен до 13-ти. Мощности, которую он развивает (133 КВт), вполне достаточно для работы автобуса на маршрутах, которые прокладываются по пересечённой местности. При этом выброс сажи наполовину уменьшился.

Таким образом, анализируя ситуацию на современном рынке транспортных перевозок, можно утверждать, что автобусный транспорт постоянно совершенствуется и занимает всё больше места в нашей жизни.


КАВЗ-324410 «Бычок»
                        КАВЗ-324410 «Бычок»
ГАЗ 2705 «Комби»
                   ГАЗ 2705 «Комби»

Яндекс.Метрика